Поиск

SeShel.ucoz.ru





Понедельник, 18.12.2017, 03:13
Сергей Шелковый


Тексты, аудио, видео


Главная » Тексты, аудио, видео » Проза » Очерки, эссе

"В чистом колере Духа и Сына..."

        Более трёх с половиной веков Харьков, поставленный волей истории на позиции порубежья – первоначально на кордоне Московского царства и Дикого поля, а сегодня на границе Украины и России – продолжает оставаться городом со своей особой и выразительной судьбой.
        Вспомним, что Харьков по праву может быть назван городом философа Сковороды и архитектора Бекетова, филолога Потебни и физиолога Мечникова, режиссера Курбаса и физика Ландау, вспомним и скажем, что речь идёт о подлинном культурном и научном центре, уже несколько веков продуцирующем истинные духовные и интеллектуальные ценности.
        История изобразительных искусств столицы Слобожанского края тоже нестандартна и достойна внимания, исследования и обсуждения. Родина гениального художника Ильи Репина и проникновенного пейзажиста-лирика Сергея Васильковского, среда, притягивавшая к себе внимание неповторимого Михаила Врубеля, город, ставший труднейшим испытанием смутного времени для блестящей Зинаиды Серебряковой, и оставшийся на её полотнах просветлённым фоном не просто для обликов её дочерей и сыновей, а, на мой взгляд, – для человечески-вневременных ликов, – это художественный Харьков начала двадцатого века.
        Середина миновавшего столетия отмечена именами незаурядных харьковских живописцев Бондаренко, Ермилова, Косарева, Шапошникова, широко известной скульптурной пластикой Манизера и Кавалеридзе, непрерывностью и насыщенностью общего творческого процесса – и в аудиториях Харьковского художественно-промышленного института, и в неисчислимых мастерских, и в залах харьковских музеев, и в стенах старинного особняка профессионального Союза Художников.
        Приводить сколько-нибудь полный список имён сегодняшних графиков и живописцев Харькова, помеченных «лица необщим выраженьем», было бы делом и нелёгким, и неблагодарным. Их много – людей истинно творческих, хороших и разных. И было бы несправедливо в подобном перечислении о ком-то ненароком забыть. О многих, если не о каждом, следует размышлять и говорить отдельно, неторопливо и истово. Совсем недаром, опытные ценители,галерейщики международного уровня А. Глейзер и Ю. Волкогонов уже в недавние годы не раз восклицали «Да! Поистине Харьков – Клондайк живописи».
        Я благодарен случаю, – а может быть, не будет преувеличением сказать –творческой судьбе, – за те добрые и дружеские отношения, которые сложились у меня с харьковскими художниками группы «Буриме» – Александром Шеховцовым и Олегом Лазаренко в последние годы.
        Сан Саныч, старейшина этого счастливо-необыкновенного объединения, его организационный мотор, зачастую автор композиционных идей новых проектов – человек большого творческого дара и незаурядного личностного колорита. Достаточно, ещё даже не добравшись до новых и накопленных годами сокровищ его мастерской, – живописных сокровищ на холсте и оргалите-картоне, – бросить взгляд на его пиратскую узорчатую бандану, на многоцветно-прихотливые грозди соцветий вдоль стен двора и дома-мастерской, чтобы сразу же почувствовать необычность и некую эстетическую насыщенность обстановки, заранее предощутить праздничность предстоящей беседы... (читать текст полностью)

Категория: Очерки, эссе | Добавил: Seshel (30.01.2012)
Просмотров: 86 | Рейтинг: 5.0/1

Copyright Seshel © 2011-2017