«в чистом колере духа и сына...»

(о художнике Александре Шеховцове)

 

Автор: Сергей Шелковый

 

/seshel.ucoz.ru/

 

 

Более трёх с половиной веков Харьков, поставленный волей истории на позиции порубежья – первоначально на кордоне Московского царства и Дикого поля, а сегодня на границе Украины и России – продолжает оставаться городом со своей особой и выразительной судьбой.

Вспомним, что Харьков по праву может быть назван городом философа Сковороды и архитектора Бекетова, филолога Потебни и физиолога Мечникова, режиссера Курбаса и физика Ландау, вспомним и скажем, что речь идёт о подлинном культурном и научном центре, уже несколько веков продуцирующем истинные духовные и интеллектуальные ценности.

История изобразительных искусств столицы Слобожанского края тоже нестандартна и достойна внимания, исследования и обсуждения. Родина гениального художника Ильи Репина и проникновенного пейзажиста-лирика Сергея Васильковского, среда, притягивавшая к себе внимание неповторимого Михаила Врубеля, город, ставший труднейшим испытанием смутного времени для блестящей Зинаиды Серебряковой, и оставшийся на её полотнах просветлённым фоном не просто для обликов её дочерей и сыновей, а, на мой взгляд, – для человечески-вневременных ликов, – это художественный Харьков начала двадцатого века.

Середина миновавшего столетия отмечена именами незаурядных харьковских живописцев Бондаренко, Ермилова, Косарева, Шапошникова, широко известной скульптурной пластикой Манизера и Кавалеридзе, непрерывностью и насыщенностью общего творческого процесса – и в аудиториях Харьковского художественно-промышленного института, и в неисчислимых мастерских, и в залах харьковских музеев, и в стенах старинного особняка профессионального Союза Художников.

Приводить сколько-нибудь полный список имён сегодняшних графиков и живописцев Харькова, помеченных «лица необщим выраженьем», было бы делом и нелёгким, и неблагодарным. Их много – людей истинно творческих, хороших и разных. И было бы несправедливо в подобном перечислении о ком-то ненароком забыть. О многих, если не о каждом, следует размышлять и говорить отдельно, неторопливо и истово. Совсем недаром, опытные ценители, галерейщики международного уровня А. Глейзер и Ю. Волкогонов уже в недавние годы не раз восклицали «Да! Поистине Харьков – Клондайк живописи».

Я благодарен случаю, – а может быть, не будет преувеличением сказать –творческой судьбе, – за те добрые и дружеские отношения, которые сложились у меня с харьковскими художниками группы «Буриме» – Александром Шеховцовым и Олегом Лазаренко в последние годы.

Сан Саныч, старейшина этого счастливо-необыкновенного объединения, его организационный мотор, зачастую автор композиционных идей новых проектов – человек большого творческого дара и незаурядного личностного колорита. Достаточно, ещё даже не добравшись до новых и накопленных годами сокровищ его мастерской, – живописных сокровищ на холсте и оргалите-картоне, – бросить взгляд на его пиратскую узорчатую бандану, на многоцветно-прихотливые грозди соцветий вдоль стен двора и дома-мастерской, чтобы сразу же почувствовать необычность и некую эстетическую насыщенность обстановки, заранее предощутить праздничность предстоящей беседы.

У художника Александра Шеховцова – поэтическая душа. И дело даже не в том, что он порою отдаёт дань собственным стихотворным опытам, а в том, что контекст его полотен, написанных в разные периоды в очень разных пластических ключах, всегда сопряжён с подлинно поэтическим восприятием мира – образным, размашисто объёмным, то ярко-игровым и экспериментирующим, то пристально-взыскующим, устремившим взор вглубь смыслов и символов.

Я люблю обитать в символообразующих пространствах картин Александра Шеховцова. В его светящихся пейзажах, в его неподдельно-жизнелюбивых и вдохновенных воздушных ню. В обогащающих загадках его иных, стохастических и спонтанных, идущих от интуиции полотен, где самоценность пластической находки всё же не стремится самодовлеть, но как бы ищет приближения к первичной идее, ищет содружества философского начала. Начала, к которому художник всегда способен лишь приблизиться, да и то – в счастливом завершении живописной работы, закольцовывая процесс-поиск неким извечно-соломоновым кольцом, некой почти неизбежной лентой Мёбиуса.

Мне интересно жить и странствовать в мире его полотен, в его преображённых внутренним личностным светом, Иерусалимах и Дамасках, в Нательевках и Шаровках, в его спиральных туманностях и зазеркальных нуль-переходах.

Но мне не менее радостно приходить и в реальный живой дом Сан Саныча, в его жилище, наполненное флюидами творческой личности, в его мастерскую в краснокирпичном здании, – почти на берегу заросшей ивняком неторопливой харьковской речки.

Особенности дома ярко отражают черты характера своего хозяина – многофактурного и многоцветного, нередко, – если верить его же признаниям, – импульсивного и непостоянного. Но, вопреки всем препятствиям, всегда размашисто устремлённого к новому опыту и к творческому переживанию. И, конечно же, здесь, в мастерской, явственно присутствуют уют и гармония. Заслуженная гармония – искомая и изысканная. В этом дворе и в этой обители живописца-поэта не жарко и среди лоз и цветов в середине лета, тепло, – и особенно под треск поленьев камина, – посреди зимы.

Зимою, ещё до сумерек, с террасы на уровне мастерской, видно дальше, чем в зелёном июле. Отсюда весь мир людей, – не только родные Тюринка и Журавлёвка, – видней и обнажённей, безмерней и скудельней. А потом наступает быстрая зимняя темнота, и начинается падение снега.

Так, наверное, и возникают стихи – и о Сашиной зимней обители, и о диалоге живописца и стихотворца:

 

Мандарином повеял сочельник, 

снегопадом, смолою сосновой. 

Освежи свой подрамник, подельник, 

белотканной хрустящей основой. 

Замело на окраине хаты, заискрились морозом овчины. 

Славно жить — до последней растраты

в чистом колере Духа и Сына!

 

Простодушны, как буки и веди, 

а внутри – снегирёвого цвета, 

декабри, где лоснятся медведи, 

калачами свернувшись до лета. 

Ну, а ты, мой художник летучий, 

над холстиной колдуя-пророча, 

возжигаешь и вежи, и кручи 

за пространствами вьюжистой ночи.

 

Разминая стоцветное масло, 

полночь шаркает бабкою Кристи, 

и покуда свеча не погасла, 

скачут рыжими белками кисти. 

Мышь шуршит серебристой фольгою, –

с четверга домового невеста. 

Снег раздался ямскою дугою 

по всем весям, от оста до веста!

 

Всё же я воспринимаю живопись Александра Шеховцова по преимуществу как летнюю – яркую, щедрую, колористически насыщенную, наверное, согласно своим собственным пристрастиям. Хотя немало у него работ, в частности, раннего периода, где он находит весьма многое и в монохроматических гаммах.

В последние несколько лет не устаю удивляться творческим десантам художников-буримистов, их выездам на пленэры – то к украинским твердыням-крепостям Каменец-Подольска, Хотына, Меджибижья, то к парусным скалам Симеиза, то к Соловецким монастырям, а то и вовсе к неблизким – но и не к чужим ведь! – христианским святыням Святой Земли, Сирии и Византии-Константинополя.

Из всех этих поездок Александр Шеховцов неизменно привозит новые работы, и что особенно радует, щедро раскрывается всякий раз заново во всё новых своих творческих, – и философских, и пластических, – ипостасях. Воистину неисчерпаема творческая энергия этого многомерно талантливого человека!

А свежий ветер дороги, сквозняк странничества – это и есть едва ли не главный кислород и витамин поэта, живительный калейдоскоп новых впечатлений для художника и вольнодумца, искателя магических колеров и броуновских счастливых сцеплений смыслов. Вот и отправляюсь вместе с живописцем Александром Шеховцовым, пусть пока что лишь мысленно, по своим собственным, – да и его, наверняка, тоже, – излюбленным киммерийским тропам:

 

Коробка красок, две любимых кисти, 

таврийский мир, огромный и цветной. 

Златится полдень, как алтын в монисте, 

и веет в душу чебрецовый зной. 

 

Полгорсти красок, три листа картона 

упрячем в перемётную суму. 

Холмы – изгибы женственного лона, 

магнитный зов и сердцу, и уму.

 

Уйдём туда, где гнёзда вьют агаты,

где каменные башни Карагач

возносит дерзновенно и крылато,

всем ханам шах и всем купцам богач!

 

В коробке красок – цокот сердолика,

а радужка сферического дня

плеснула на картон три звонких блика – 

от степи, что арканом пахнет дико, 

от синего Ясонова огня.

 

Новых тебе маршрутов, дорогой брат-художник, – живительных, влюбляющих и обновляющих! Весеннего свежего ветра в твои большекрылые холсты-паруса! Усталых и счастливых возвращений к тем, кто тебя ждёт, а стало быть, и к себе самому. И так – из года в год, из века в век. Навсегда!

 

 

2009 г.