Приближение к рапсодии

 

Автор: Сергей Шелковый

 

/seshel.ucoz.ru/

 

 

Написанная в условиях самой переменной облачности, в лета и зимы разноимённых уже веков и тысячелетий, дебютная книга стихов Александра Белоуса выходит под летучим и размашистым названием «Над облаками». Стихи рождаются сегодня в ситуации трудной, но не безнадёжной. Числа солнечных дней над облаками и под ними – на грешной отеческой почве, – конечно же, резко различаются. Но в той самой стране, чья матёрая заземлённость, чьи глыбко-гиблые – и реальные, и метафорические – топи-трясины способны дать фору многим другим палестинам, в державе,

 

где при белых, при рыжих и красных

из-под камня вода не течёт,

 

и до сего дня становятся на крыло молодые люди, способные свидетельствовать, что «для жизни духа нет плохих времён».

Сразу же скажу, что немалая часть текстов первой книги сорокалетнего харьковчанина, человека одновременно и молодого, и зрело-мужественного характера, на мой взгляд, не достигает его же, автора, лучших образцов. Тем более эти стиховые строительные леса, находящиеся всё ещё в росте и в работе, отделены изрядной дистанцией от литературных образцов, близких к совершенству, от тех редких магических сцепок слов, смыслов, образов, что могут быть уподоблены парящему в воздухе, словно бы левитирующему в духе, белому храму реки Нерли.

Но два человеческих, и одновременно творческих, качества А. Белоуса определённо вызывают во мне читательскую симпатию к нему и его стихам. И говорить в этих строках я намерен о лучших сторонах его выходящей в свет дебютной поэтической книги.

Первое из упомянутых привлекательных свойств автора – естественная и здравая опора на данную ему судьбой реальную почву. Присутствие и этических реалий, и неискажённости образа в стихе А. Белоуса, ответственность и перед собой, и перед читателем за неутрату различимого смысла, полагаю, неслучайна. Думаю, что всё это в немалой мере определено его биографической основательностью, обретённой в координатах десятилетий реальных, ежедневных и ежечасных, трудов. Он прав в своём внимании к старой истине: прежде, чем что-либо написать, надо кем-то быть. Ещё точнее: кем-то стать.

Он и стал уже обладателем двух высших образований и работягой в капитанских погонах, стал истовым книголюбом и ценителем философии и поэзии. И наработав уже самого себя, продолжает своё становление личности нестандартной и ищущей. Эта его внутренняя потребность поиска, энергетика вдоха и выдоха просматриваются в стихе – зачастую крепко-почвенном, живом и образном:

 

На траве роса лежала

так обильно-хлебосольно,

что намокла сразу обувь,

став тяжёлой и сырой...

 

Начиная нередко стихотворение с непосредственной эмоциональной ноты, с радостного движения навстречу обычному человеческому событию:

 

Займёшь деньжат – окажешься в Крыму 

вдвоём с любимой, ластясь к окоёму, – 

 

автор порою может сгустить интонацию стиха до подлинно философского, гулко-глубинного звучания:

 

И многим непонятно, почему 

морской прибой поёт немую тьму, – 

ночные волны мыслят по-иному. 

Маяк луны, терзающий умы, 

бессилен разгадать, откуда мы, 

и не укажет путь к родному дому. 

 

Способен А. Белоус быть убедительным и в фонетической, аллитерационной находке, сопряжённой в то же время с находкою образной:

 

Метались молнии-газели, 

штормил чернильный небосвод...

 

Второе заметное и вызывающее естественно-доброжелательный отклик, качество стихотворных строк Белоуса – их причастность к тому настрою, который О. Мандельштам называл «тоской по мировой культуре», причастность к культурософии и историософии. Минуя, хотя и не всегда без утрат, опасность искусственности и схематичности, автор достигает способности быть звучным и в строках, и в целых строфах подобных надоблачных и надвременных отсылов:

 

Энергией плещущий Вагнер – 

героики вечный гарант...

 

или же:

 

В голове – целебная кириллица.

Как официозу покориться? 

 

А вот и обещанный пространный, более чем строфический, историософский пассаж, не теряющий живости и образности на пространственно-временных переходах:

 

... в те неспокойные года,

когда венецианский кормчий

гордился флотом и всегда

был недругов зубастых зорче,

а московита борода

ещё мела изгиб дороги... 

 

Реалистический, рациональный по преимуществу взгляд автора на порядок вещей и слов нисколько не отменяет его стремления наращивать свой художнический арсенал за счёт применения новых, разнообразных пластик. Интересны, в частности, его попытки объединить напевы сказовые, гуслярские – порою не без раёшно-смехового отзвука – с лексикой, в этом контексте ещё не звучавшей, или редко звучавшей, – то авангардистской, то жаргонно-сленговой:

 

Вы думаете, панчеры помогут нам

в схватке с космическим чудом-юдом

 

Подобная работа на стыке разнородных пластических систем вполне может быть плодотворной. При этом стоит только пожелать автору, как, впрочем, и при любой иной форме стиховой реализации, наращивания точности поэтического слуха. Хорошо бы, к примеру, устремиться ну хотя бы к тому уровню слуха музыкального, когда «лиловый негр» добивается удивительно гармоничного взаимодействия таких, казалось бы, несовместимых составляющих, как его собственный рваный рэп, его ритм шамана каменных джунглей и, к примеру, протяжно-девичья, целебно-славянская мелодия «Лебединого озера».

Веду речь не только о конкретике нередко звучащей ныне в эфире «рэпсодии» «Save me» («Храни меня»), но и о некой, на мой взгляд, объективно крепнущей тенденции последнего времени. Можно было бы условно назвать её очищением рапсодией. Сегодняшний пресыщенный и нищий, оболваненный тотальной куплей-продажей мир, разродившись в очередной раз новомодным эпатажно-истерическим ритмом, тут же стремится обрести в избранных просветах своего прошлого, некие импульсы успокоения, некие образцы-обереги, словно бы усиливающие возможности его доступа к компьютерной кнопке «Save»...

Речь идёт не только об исцелении музыкой, но и о том, что творческие прозрения могут настигать того, и только того, кто этих приходов ясновидения по-настоящему – изо всех сил – хочет. Посему я хотел бы пожелать Александру Белоусу не утрачивать молодости, смелости, энергетичности его поэтических устремлений. Многое из того, что до слова и в слове предстоит постичь, из того, что неизбежно предстоит претерпеть, подскажут ему его чутьё, его разум, его собственная жизнь – день за днём.

Подлинность же страсти и благородство страстотерпия художника позволяют не только увидеть ежедневно-ослепительное солнце над облаками, но и ощутить глубинный космизм человеческого бытия – да, встроенного в подоблачные, а то и просто почвенные слои, но и всё же, всё же – обретающего суть гораздо выше облаков и созвездий.

 

 

2005 г.