«мне у дома до боли калиново…»
(о книге стихотворений Лилианны Сашиной)
Автор: Сергей Шелковый
/seshel.ucoz.ru/
Урал и Сибирь – совершенно особые и самоценные земли России.
Территории, не устающие сполна порождать образцы сильных и упорных, творческих
и победительных человеческих характеров. В русской поэзии прошлого
высвечиваются самоцветные поэтические автономии сибиряков Петра Ершова, Павла
Васильева, Леонида Мартынова. Уже в совсем близкие к нынешнему дню годы звучно
и выразительно заявили о себе представители уральской рок-поэзии
Илья Кормильцев, Александр Башлачёв, Юрий Шевчук,
романтики песенного стиха Александр Дольский и Олег Митяев. По-прежнему
притягивает к себе читателей поэтическое наследие рано ушедшего из жизни екатеринбуржца Бориса Рыжего.
Я бы мог назвать целый ряд имён и сегодня интересно работающих в
поэзии творческих людей из Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга и других
городов. Не перечисляю фамилий лишь из нежелания навязывать кому-либо свои
личные, и неизбежно субъективные, ценностные ряды и шкалы. Скажу
только, что к этим современным русским поэтам Урала и Сибири, и продлевающим
традицию, и добывающим своё собственное самоценное слово, можно с полным правом
отнести сегодня и Лилианну Сашину – поэта молодого,
яркого, наделённого природным поэтическим дыханием и звучанием.
Два года назад Лилианна опубликовала в
киевском издательстве свою первую поэтическую книгу. Нынешний, второй её сборник
«Наития» назван лаконично, ёмко и, пожалуй, прицельно-точно.
Если вспомнить определения пушкинского стихотворного предисловия к «Евгению
Онегину», то можно сказать, что на страницах «Наитий» существенно преобладают
именно «заметы сердца», а не рассудочные «холодные наблюдения». Это очень
искренняя, распахнутая и не стыдящаяся открытости своего чувства поэзия:
Зачем я силюсь целый свод объять?
И выколот. И вырезан. И выжжен
на безрассудном сердце воробья
орлиный профиль. Глупая насмешка.
А я ищу в насмешке этой смысл.
Так неразумна? Нет. Так безутешна…
Это исповеди в интонации глубоко женственной, порою
изломанно-мятущейся, но тут же вослед смятению, взыскующие существенного
смысла, равновесия и гармонии:
По-женски смысл всего и вся переиначив,
я по-мужски к ответу призываю жизнь…
И наконец, в большинстве строк этой
книги проявляется поэтический характер, сказать бы, «резко-континентальный»,
психология стремительного перепада температур, незаурядного диапазона и
амплитудного размаха «страстей человеческих»:
Прежде всего – я дикая, прежде всего – вселенная.
Господи, не храни меня, Господи, не жалей меня!
Очень нелегко на высоте, на гребне, на верхнем «до» выдерживать
точность этой интонации, этой тональности – самовзыскания
и взыскательности по отношению к целому миру. И
например, в «Письмах лезвием» и строки философского самоанализа автора, и
страницы любовно-лирического дневника предстают двумя сторонами одного и того
же нескончаемого процесса творческой самоидентификации – поиска и обретения
внутреннего личностного единства, во всей его сложности и полноте. Вот, слова
из обращения, – снова на грани, на острие, на лезвии эмоции, – к Верховному
собеседнику и оппоненту:
Сколько их там – неотвеченных писем,
Господь?
Сколько невскрытой тоски и забытых прошений?
Люди – под Богом, а я – не желаю быть под!
Стану для кары небесной бегущей мишенью?
… Как нужен ты! Ты поймёшь. И, объятья раскрыв,
в строках моих никогда не прочтёшь богохульства,
не разглядишь за горячею мыслью – корысть.
Вместо привычного «Веруй!» ты скажешь
мне: «Чувствуй!»
А вот из диалога «Горячо-холодно» с
собеседником земным, в той же хлёсткой, навсегда непокорной, интонации:
Зови сумасшедшей, что ж, неправильною зови.
Ведомая? Может быть, но я и сама – веду…
Риски, связанные с поэтическим и личностным поиском на грани эмоционального срыва, чаще всего преодолеваются в стихах Лилианны Сашиной природным (данным матерью-природой) и естественным (согласованным с её ярко-женственным и энергетичным естеством) даром слова – вольного, свободно-полётного, незаторможенного. Слова, пока ещё не всегда интонационно безукоризненного, но зато не пасующего перед частными издержками во имя своей самости – лёгкой взлётности, суверенности, звучности.
Говоря о пластической реализации, о
поэтике «Наитий», я бы отметил взаимодействие двух, как будто бы и разнородных,
раздвинутых во времени, речевых начал, но и в общем-то
тех начал, совмещение которых в ткани современного стиха становится по ходу
времени всё более частым. А порою становится уже и плодотворным.
Я веду здесь речь о фольклорно-песенных
интонациях, которые не приходится занимать Лилианне
Сашиной, чья земная судьба первоначально связана с Сибирью, с исконными
глубинами Тюменского края. И последующие годы биографии, в
жёстких урбанистических ландшафтах Екатеринбурга, Уфы и далее везде, конечно
же, этой, первоначально воспринятой чистой ноты, отменить не могли:
Брось же, брось! – велика ль потеря?
Раздарила.
Зачем? Кому?
Сердцем верить и сердцем мерить –
жить по совести и уму.
Или же ещё один полусказочный напев из «Двенадцати месяцев»,
стихотворного цикла, в чей месяцеслов хотелось бы чуть позже всмотреться ещё
раз, и повнимательней:
Дом стареет, чахнет будто:
хмур, скрипуч, ворчлив, приземист,
и – по окна в незабудках –
до весны врастает в землю…
И вторая составляющая, о которой я говорю, вслушиваясь и
вглядываясь в речевую пластику «Наитий», – это образно-пластическая, и если
угодно, знаково-кодовая, система рок-песенной
поэзии последних десятилетий. По некоему совпадению именно из городов прописки Лилианны, прозвучали в своё время, – и прозвучали почти на
уровне откровений, –камертонные аккорды этого языка
молодёжной субкультуры – усилиями, в частности, екатеринбургского «Наутилуса» и
уфимской девочки-скандал, угловато-резкой
баскетболистки Земфиры Рамазановой. Вот, как мне
слышится, – некоторые ноты этого новояза, вполне
естественно вошедшего и в речевую ткань «Наитий»:
Так сходят с ума – бредово, без права на;
в феврале умирать – как-то non comme il faut.
Мне приснишься ты, и следом войдёт весна,
начитает март на старенький диктофон…
или же
ещё:
…Эти странные свойства сердца:
видеть сны,
верит в сны и ждать,
убаюкивать горечь
греться
у холодного ни-ког-да…
Припоминаю, как лет двадцать пять назад пришлось мне как-то
особенно явно, и уже пост фактум,
убедиться в окончательном и бесповоротном пришествии рок-новояза.
Студентки первого курса инфиза, которых я, будучи ещё
относительно молодым преподавателем Политеха, обязан
был весь сентябрь вдохновлять и организовывать на труды по сбору урожая
колхозных помидоров, усевшись после рабочего дня рядком в грузовике на лавке
кузова, затянули семнадцатилетними нежными голосками, и надо сказать, довольно
складно, – на своей девичьей лирической ноте:
Я ломал стекло, как шоколад, в руке.
Я резал свои пальцы за то, что они
не могут прикоснуться к тебе…
И звучали эти откровения о стекле-шоколаде, то бишь, почти о лезвиях в яблоках Хэллоуина, так по-домашнему мирно и привычно, так по-девичьи плавно и распевно, что оставалось только в конце песенной фразы, после некоторой паузы, вздохнуть вслух, совсем, как на старинной завалинке, – «А-а-ах!»
Что и говорить, лохматые и прокуренные рок-певцы питерских и ебуржских
каменных колодцев, пусть и оттолкнувшись по началу от английских переводов, не
столько стали подпевать в унисон наследию кельтских друидов, сколько на уровне
подсознания прикоснулись к полузабытости ворожбы и
камлания собственных волхвов и шаманов. Родное язычество, ещё раз, на новом
витке-цикле времени догнало родную речь. Оттого и прижилось без всякого
отторжения, оттого и смогло взбодрить и арго, и стих, и песню своими шипами и
лепестками, своими жертвенными придыханиями – изломами ритмов и
синкопическими пульсациями.
Зелёный взор автора «Наитий», тот самый, который светится
бесконечной нежностью в строках лирического дневника или же наполняется
внезапно колдовским огнём в поле предельного эмоционального накала, умеет
обнаружить ещё одну свою ипостась – очень важную и значительную. Это ипостась
художнической зоркости.
И особенно заметно это счастливое просветление
и обострение художнического видения Лилианны Сашиной
в стихах цикла «Мне у дома до боли калиново»,
посвящённых не столько временам и месяцам года, сколько признанию в любви к
родным, исконным краям, к тому самому, утраченному раю первых лет жизни,
который, тем не менее, навсегда остаётся главной частью души поэта:
Клином клин, говорят. Клину – клиново.
Только толку?
Ну, здравствуй, село!
Мне у дома до боли калиново,
мне у дома до неба бело!..
Заблудились домишки, попрятались
в снегопад (в снего-ад? в снего-рай?)
Окна, будто невесты, нарядные –
налетай, женишки, разбирай!
Ветры – резкие, улочки – узкие,
тесно, братцы? Айда на простор!
Здесь во мне просыпается русское…
А тот образ ледяных январских ступенек у колодца, который
одновременно полон и света и печали, я бы и вовсе вынес на обложку книги,
настолько полно он характеризует творческие возможности автора «Наитий»:
Три стеклянные ступеньки,
будто к храму! – чем не храм?
Помню, бабушка здесь пела
и молилась по утрам…
Думаю, что книга стихотворений Лилианны
Сашиной найдёт своих благодарных читателей. Хочу пожелать молодому и даровитому
поэту также новых вдохновений и откровений в стихе. И пусть число этих озарений
достигнет, если не множества ангелов на острие иглы, то хотя бы подмножества Англий, вмещаемых необъятной ширью Сибирского щита. У
Сибири ведь свой особый разбег, разгон и разгул. Один только Тюменский край
размахнулся на целых одиннадцать Англий. Или, если
хотите, на сорок семь Бельгий с хвостиком. И речь
ведь идёт не только о площади молчаливых буреломов, распадок и топей, но и о
пространности спасительных небес над нелёгкими почвами.