«между небом и тобой»

 

Автор: Сергей Шелковый

 

/seshel.ucoz.ru/

 

 

Поэт Геннадий Семенченко – лирик по всему своему внутреннему строю, по живому и естественному дыханию. Лиричен он и на вдохе – в восприятии всего несметного разнообразия жизненных импульсов, лириком остаётся и на выдохе – в своём личностном отклике, в выборе звуков и слов, интонаций и образов собственного поэтического высказывания. И эта неизменная пульсация открытого и почти всегда устремлённого ввысь лирического чувства ощутима едва ли не в каждом стихотворении книги, названной органично и точно: «На стороне любви»:

 

Опять люблю

Раскольно, как во сне, 

До тени, в такт живущей на стене, 

До жилки, голубеющей к утру – 

Господь создал великую игру! 

Порой теряя привязь или связь, 

Последний раз душе своей дивясь

Я продышу на сердце у тебя 

Окошко в рай… 

 

Вот оно, данное в последних двух строчках цитаты, определение основной сути человеческого и творческого дыхания, и, пожалуй, афористически-точное отражение главной цели собственного пути поэта-лирика: продышать на сердце у любимой окошко в рай… Здесь же озвучены и два ключевых понятия всей книги – любовь притягательно-земная и любовь как ипостась небес, ипостась мировидения.

Если говорить о системе художественных средств Геннадия Семенченко, то, прежде всего, обращает на себя внимание лаконизм, лапидарность, сдержанность его слога и вместе с тем ударная прицельность его поэтических образов.

Существует поэтика речистости, щедрословия, словно бы создающая некий насыщенный раствор метафор, иных образов, интонаций и смысловых связок. Это стихи, которые словно бы априори нацеливают читателя на извлечение своего собственного зерна кристаллизации, своего личного итога художественного восприятия. Поэтика Геннадия Семенченко иная – в ней работа образной и смысловой кристаллизации совершается по преимуществу самим автором. Итог его стихотворений предстаёт в виде чеканной, афористически выверенной максимы, реализуемой чаще всего в завершающем катрене или в финальных строках, и все-таки оставляющей заинтересованному читателю поле для раздумий.

В этом тяготении Г. Семенченко к чёткому и взвешенному образно-смысловому удару в финале лирического произведения откликается, как мне кажется, не только его умудрённость годами опыта, но также истоки его инженерно-технического образования. Откликается та высшая школа строгости и ответственности мыслительной системы и общего творческого мировидения, которая вызревала в лонах точных наук, в лонах благородно-честных логических связей.

И здесь я уже не только как читатель ощущаю важные точки соприкосновения с поэтом Геннадием Семенченко, но и как дважды его коллега, объединивший на известном временном этапе в собственных трудах обе пресловутые ипостаси – «физика» и «лирика», технаря и «снегиря». Да попросту не могли весенние и воистину симфонические разливы бескрайней зелени Лесопарка на самых подступах к ХАИ – к Аэро-космическому университету Жуковского – не вырастить из студента-авиатора Геннадия Семенченко поэта-лирика. Не могли не передать тепла и открытости его поэтической интонации.

Вспоминается немало примеров плодотворного взаимодействия любомудрия-логоса и живой непосредственной эмоции в творчестве самых значительных русских поэтов. Так отголоски лет и усилий, отданных физико-математическому образованию, нередко слышны в стихах Велимира Хлебникова и Валерия Брюсова. По-разному, но каждый со своим собственным, глубинным и азартным, интересом к научному постижению мира, обращались к этой теме, вернее, к этой необъятной стороне человеко-бытия, Николай Заболоцкий – глядя «сквозь волшебный прибор Левенгука», Арсений Тарковский, склоняясь над звёздным атласом с искомой альфой Ориона.

Не удержусь от того, чтобы не обратиться ещё к одному, уже современному, примеру этого двуединства творческой личности – неслучайного, определяемого глубинными причинами, и, по-видимому, нарастающего с течением времени. Проникновеннейший поэт-лирик нашего времени Бахыт Кенжеев – тоже, ни много, ни мало, является выпускником химического факультета того самого Московского университета, который носит имя славного учёного мужа и изрядного стихотворца Михайлы Васильевича Ломоносова.

Думаю, что взаимодействие двух равно значительных векторов взгляда на мир и соответственно двух потоков его творческого отражения придаёт многомерность и объёмность поэтической системе Г. Семенченко. И не случайно в его лирическом стихотворении может появиться рифмовка «геологического мезозоя» с «подмигивающей поэту звездой». И всё же, сколь бы сложными и углублёнными ни были процессы миропонимания, на переднем камертонном плане стихотворений у Г. Семенченко неизменно появляется импульс искренности и человеческой теплоты, импульс того всесильного чувства, имя которого вынесено автором в заголовок книги:

 

Ты научила, 

Женщина меня 

Уголья слов брать прямо из огня. 

И, обжигаясь, я прошу с тех пор: 

 – Не погаси единственный костёр!

Я без него, наверно, проживу, 

Топтать асфальты буду и траву, 

Но что, как школьник 

На доске мелком, 

Я напишу 

Холодным угольком? 

 

Ещё одной обаятельной чертой поэзии Геннадия Семенченко является столкновение-единение в ней двух возрастов, двух времён жизни, активно связанных в той или иной мере в психологии каждого человека. Но в поэте это сретение вряд ли лёгкого и благостного времени «благоухания седин» (по выражению Зинаиды Гиппиус) и минувших лет и зим молодой силы, – незабываемых и, скорее, лишь набирающих новое послесвечение, происходит на ином энергетическом уровне: с высечением особенных искр и нот, аккордов и образов.

И не только «этой мятою примятою память выстелю свою» ностальгически произнесёт поэт на пороге энного десятилетия своих обретений и утрат. И не только удивится сновидению, оживляющему прошлое:

 

Я в этом сне 

Себя не узнавал. 

Где седина? Откуда эта свежесть? 

 

Но, конечно же, и наяву, заново, с неубывающей молодой страстью повторит снова и снова свою заветную песню о главном:

 

То ль рядочком, то ли клином 

Для тебя свяжу слова. 

Станешь пухом тополиным – 

Закружится голова, 

Как от хворости кессонной… 

Разлетятся воробьи. 

Станем оба невесомы 

На задворинке любви. 

Там, где строчки, прирастая, 

Щебеча наперебой, 

Пролетают птичьей стаей 

Между небом 

И тобой. 

 

Теплота, открытость и душевность, искренность и страсть любовной лирики Геннадия Семенченко дорогого стоят. Заметно, что, доверяясь основной несущей волне своего стиха, его непосредственной органической пульсации, он не стремится, – и, наверное, стратегически обоснованно, – к усложнению лексической и образной систем текстов, к поиску и изыску ярко-ударных метафор. При этом, однако же, незаурядная зоркость его поэтического взгляда зачастую рождает притягательные и запоминающиеся, живорождённые и предметно-ощутимые поэтические тропы:

 

Опустила ветви ива 

Прямо с неба на меня…

 

Ночной листок, скользнувший по стеклу. 

Две сцепленных серёжки 

На полу… 

 

Где яблони, сплетя вигвам, 

Дорогу заступили нам… 


Краешек неба 

До подбородка 

Ближе к утру 

Натяну… 

 

Или вот ещё – вступительный катрен, о человеческом и о небесном, с высотным философским выходом на полноте и естественности дыхания:

 

Так тихо, 

Будто бы пуста 

Вселенной выпитая чаша. 

И по теченью лодка наша 

Плывёт, как музыка с листа… 

 

При всём неисчислимом многообразии старых и новых, возникающих и отлетающих стихотворческих пластик, при всём том, что едва ли не каждое наплывающее десятилетие спешит объявить себя веком, живущим исключительно новыми ритмами, поэзия открытого человеческого чувства всегда находила и будет находить своего верного и благодарного читателя. Воздухом этой поэзии несомненно дышат и стихи Геннадия Семенченко, его полные истинного лиризма песни о главном. Песни, зачинаемые под сине-молодым с густо-облачной проседью небом, заветные слова, родящиеся «на стороне любви».

 

 

2010 г.