линия
жизни
Об автобиографической прозе Сергея Шелкового
Автор: Владимир Гутковский
/seshel.ucoz.ru/
Когда мы произносим
устойчивое словосочетание «проза поэта», то в нашем сознании автоматически
возникают привычные картины.
Сергей Шелковый заявил
о себе как поэт могучего, размашистого, перелетного письма, насыщенного всеми
мыслимыми красками, запахами, звуками. Невольно нечто подобного ожидаешь и от
его книги автобиографической прозы. Но тут совсем другая история.
В поэзии Сергея
Шелкового с его даром поэтического обобщения многие детали повседневной жизни
уходили на второй план или же, еще чаще, преобразовались в такие поэтические
образы, в которых их прозаические источники-прообразы порою было совсем нелегко
рассмотреть. Теперь эти причинно-следственные связи восстановлены. Автор,
думаю, не случайно назвал свою книгу так кратко и вместе с тем емко. Кровь и
молоко – две главные сущностные субстанции, которые определяют и жизнь
человека, и жизнь его души. И не зря он дал своей книге подзаголовок –
проза жизни. В этой книге есть все – и обратная ретроспектива жизни, и те
первичные элементы бытия, из которых складывалось все последующее на протяжении
десятилетий. Из молока и крови. По капле. Капля за каплей. Автор
сделал то, что, в общем-то, стоит сделать любому человеку, который может
оглянуться на пройденную дорогу и пережитые годы. А именно: обратиться к
истокам, осознать свое место в фамильной истории, вспомнить свои самые
начальные шаги. Нельзя сказать, что это повествование захватывает с первых
строк. В него нужно вработаться. И тогда вдумчивый читатель очень скоро
сможет обнаружить в нем и почерпнуть из него множество свидетельств и примет
давно и далеко ушедших времен, ничуть, однако, не покинувших авторской памяти;
точные психологические зарисовки, живые и объемные портреты современников
прошлого.
Так думал я, бегло
пролистывая книгу и по ходу фиксируя возникающие формулировки, которые могли
пригодиться для будущей рецензии. Но когда я начал читать книгу подробно и
всерьез, то взглянул на нее совсем по-другому. Вот эти впечатления по ходу
чтения. Возможно, иногда друг другу в чем-то противоречащие.
Книга эта, конечно,
написана, прежде всего, для себя. Но разве то же самое не верно и для всех
других написанных на Земле книг? Эта книга – высокий образец самоосознания и самопознания. И воздаяния. Воздаяния
предкам. Насколько это доступно современному человеку. Конечно, пересказывать
автобиографическую прозу, во многом выходящую за простой перечислительный ряд
дат и событий, дело, хотя в данном случае и благодарное, но вряд ли возможное. Я
бы разделил эту книгу на две равноправные составляющие.
Генеалогия. Подробная,
детальная, возвышенная. Захватывая без малого два столетия, книга
устанавливает неразрывную связь времен. Мощное и разветвленное родовое
древо. Каждая ветвь которого вспоминается до
последней детали, исследуется тщательно и с неизменной любовью. Корни
древа уходят в почву прошлого, а новые побеги тянутся к солнцу будущего. В
прошлом – туманные предания и слабо различимые предки. А также
гипотетическая геральдика и родовые гербы. Жизнь, и ушедшая навсегда, и
органично увязанная с беспощадными реалиями середины прошлого века. Причем
все здесь читается с таким неотрывным интересом, что порой становится не столь
важным, кто, кому и кем приходится. Настолько все герои (именно, герои!) этой
истории самоценны и уникальны.
И хронология. Хронология
становления личности. Воспоминания. С разной степенью резкости
запечатленные в детской памяти и обогащенные семейными легендами. И всегда
выписанные с полнотой и преклонением перед их
значением и величием. Личное существование автора в этой книге
первоначально обозначается как «от нуля до двенадцати». Хотя по ходу развития
сюжета иногда и неизбежно выходит за эти рамки в более отдаленное будущее. Одна
параллельная читательница книги заметила – возможно, после двенадцати было бы
интереснее. Не думаю. Все-таки самоценное ядро личности формируется в
первые годы, такие корневые и основополагающие. Это куда важнее и
интереснее последующих житейских приключений. Главное и такое родное
гнездо на Луганской окраине. Дедушка и бабушка, Петр и Марфа. Поистине
библейские образы. Именно здесь жизнь вливается в дитя наиболее
полнокровно и непрерывно. Тонкой молочной струйкой. Капля по капле. И
с той неимоверной яркостью ощущений, которые возможны только в самом раннем
детстве и которые остаются в памяти и сердце навсегда. На всю жизнь. И
далее – дворовое, мальчишеско-пацанское, постижение
пространства и бытия со всеми живыми подробностями постепенного взросления. Окружающая
бытовая действительность с ее нищими отходами государственной индустрии и
патетикой вымученной пропаганды. Одновременно с верой во все это. Без веры
нельзя. Или, напротив, с безверием и протестом, сполна
заменяющими такую веру.
Мы с автором примерно
ровесники. Потому тот временной отрезок, о котором он повествует, прожит и
мной. Его импульсы синхронно резонируют в сердце любого современника. История
эпохи предстает в глобальных свершениях и бытовых подробностях. Материальные
детали детства, все эти калитки, тропинки, драчки, очереди, пионерлагеря и
школьные классы благодарно отзываются и в сердце читателя. Роль
которого в данном случае выполняет рецензент. Эти оживающие события
всплывают все отчетливей и отчетливей. Не забытые напрочь,
просто хранившиеся где-то в дальних чуланах памяти. У меня такое впечатление,
что у нас с автором все общее. И даже такие второстепенные подробности, как
спортивные реалии того времени, мне хорошо знакомы и сразу же рождают
мучительные и радостные воспоминания. Но история рода никак не отпускает
автора. И он обращается к ней снова и снова. Этих его предков, дедов и
прадедов неимоверное количество. Разветвленная родня с индивидуальной судьбой
каждого персонажа. И каждая история – конспект романа. Не просто
потому, что жизнь каждого человека может быть художественно осмыслена. Здесь
такие страсти. Страсти времени, судеб. Возможно, когда-нибудь некоторые из
этих набросков и будут развернуты в полнометражные произведения. Захватывающие
и поучительные. «Но это, вряд ли …». Автор не ставит перед собой таких
задач. В этой книге они спрессованы в несколько
абзацев текста. Обладающих неимоверно пружинистой
энергией. Потому и сейчас в личности автора можно угадать черты и характер
далеких пращуров. И еще есть нечто общее во всех этих судьбах –
самоотверженное служение Отчизне. А тот высокий общественный статус,
который был, благодаря этому служению, достигнут уже в наше время, не приносил
им никаких льгот и не избавлял от тягот сурового, скудного и по нынешним меркам
полуголодного послевоенного существования.
Еще к темам,
затронутым в книге, надо добавить географию, философию, языкознание… География
пространства выписана настолько убедительно, что, к примеру, я, бывавший в
Харькове, городе, где проходит взращивание и становление авторской
индивидуальности Сергея Шелкового, очень эпизодически и кратковременно, сразу
же узнаю многие городские облики и подробности. Философия отливается в
многослойные формулы. Всего один их образчик: «…навыки страхоборства
русского человека…» Язык книги по ходу книги все настаивается и густеет. И
понятие «прозы поэта» становится к ней все более применимой. Это не та,
несколько кокетливая, орнаментальная и самовлюбленная поэтическая проза,
которой порою не избегали и классики. Это проза мужественная. Проза
глубокого смысла и выверенной образности. На фоне этой прозы стихотворные
комментарии, автоцитаты автора книги, хорошего поэта,
могут как будто, иной раз, даже и потеряться. И на фоне сгущенности и всеохватности самой жизни. И опять трудно
иллюстрировать это соответствующими цитатами. Потому, что тогда, начав,
невозможно будет остановиться. Пусть читатель поверит мне на слово, хотя,
конечно, оно и не такое безошибочное, как у автора.
Я бы обозначил жанр и
стиль этой книги просто и кратко. Лирическая аналитика. В рисунке на
обложке книге мне видится живое сердце. Пульсирующее кровеносным током и покрытое молочной пленкой. И
теперь на моей реально-виртуальной книжной полке наряду с каноническими
произведениями, посвященными этой теме («Детство» и «Отрочество» Л. Н.
Толстого, «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Аксакова, «Детство Темы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Детство» А. М.
Горького и другими), будет стоять и книга Сергея Шелкового «Кровь, молоко». И
будет возглашать свою правду такую настоящую и уже не отменимую. Капля
за каплей.
2011